FAQ по атеизму - атеисты в сети

архив сайта

дополнение

ОБЩЕСТВО СЕТЕВЫХ АТЕИСТОВ

ВСТУПИТЬ

задать вопрос

вопрос - ответ

новости

Проверка фактов

Информация о проекте

оглавление

По материалам статьи - Корявко А. В. Современный русский атеизм в Интернете

Научные атеисты.

Это название довольно искусственно, но ничего лучше, чтобы охарактеризовать данную группу, не нашлось. Оно произошло от названия сайта «Научный атеизм» ( http://www.atheism.ru/ ), который создали в начале 1999 года и до сих пор поддерживают московски е студент ы А. Вязовск ий и М. Елисейкин.

Научные атеисты, как им и положено, смотрят на религиозные явления глазами науки и видят в них в первую очередь предмет для изучения. Атеизм для них – «постулирует несостоятельность всякой религии как фантастического, искаженного отражения действительности … признает … развитие природы и общества по своим собственным законам и посредством отрицания сверхъестественных сил утверждает самоценность бытия мира и человека, … способствует формированию у людей материалистического мировоззрения» [ Вводная часть. Атеизм. http://www.atheism.ru/library/Introd_2.phtml ]. Важно выделить две части – критика религии и утверждение ценности человека, причем говорится, что человек ценен сам по себе, а не как создание Бога. Если по первому вопросу среди атеистов разногласий нет, то второй порождает споры с некоторыми гуманистами. Важно отметить, что это наименее заидеологизированное атеистическое течение, которое готово к сотрудничеству с самыми разными людьми, имеющими похожие взгляды на религию.

Научные атеисты не голословно отрицают веру в Бога, а объективно изучают разные религии, выделяют в них 4 элемента: идеологический, эмоционально-психологический, культово-прагматический и организационный. Идеологический включает в себя концепции того или иного верования, его основы. Эмоционально-психологический рассматривает чувства верующих. К культово-прагматическому относятся особенности обрядов и ритуалов. И, наконец, организационный позволяет разобраться в хитросплетениях различных церквей, сект и т.п. [ Вводная часть. Атеизм. http://www.atheism.ru/library/Introd_2.phtml ].

Большое внимание научные атеисты уделяют трудам выдающихся мыслителей предыдущих эпох. Например, на сайте «Научный атеизм» доступны книги З. Фрейда и Б. Рассела ; статьи Луначарского и С. Лема; стихи Г. Гейне и рассказы Я. Гашека.

Вплотную к религии примыкают вопросы современного естествознания и обществоведения. Особенно это актуально, когда, во-первых, наблюдается расцвет лженаук, и, во-вторых, некоторые деятели пытаются объединить религиозные идеи и науку. На этом поприще проявил себя сайт «Клуб скептиков» ( http :// www . skeptik . net / ), которые сотрудничают с атеистами, но занимаются вопросами технического разоблачения всякого рода чудес, не только религиозных.

Светские гуманисты.

С другого фланга на клерикалов наступают гуманисты. Для них рассуждения начинаются с такого утверждения: «Гуманизм — это мировоззрение, сущностью которого является идея человека как абсолютной для него самого ценности и приоритетной реальности в ряду всех других ценностей и реальностей» [ Кратко об РГО. http://log.philos.msu.ru/rhs/rus/default.htm ]. Гуманисты – не чисто антирелигиозное движение. Например, исторически первое Российское Гуманистическое Общество ( http://log.philos.msu.ru/rhs/rus/default.htm ), созданное профессор ом философского факультета МГУ В. Кувакиным еще в 1995 году, среди приоритетных направлений выделяет сотрудничество с правозащитниками, которых среди антиклерикалов довольно много. РГО также активно занимается внесетевой деятельностью. Оно издает журнал «Здравый смысл» и книги соответствующей направленности, проводит семинары, поддерживает тесные контакты с зарубежными гуманистическими организациями.

Многие конфессии, например, то же христианство, тоже утверждают свой гуманистический характер, причем их голос раздается гораздо громче, чем секулярных гуманистов. В связи с этим в среде гуманистов периодически возникают предложения о взаимодействии с религиозными гуманистами, вызывающие горячие дискуссии. Необходимость такого сотрудничества, мотивируется, например, желанием привлечь в ряды гуманистов молодежь, которая якобы считает оголтелый воинствующий атеизм рухлядью, при этом некоторые гуманисты даже заявляют, что им «ближе верующий гуманист, чем атеист, скажем, фашистского и т.п. толка» [ Перестало ли РГО быть приверженным светскому гуманизму? http://humanism.al.ru/ru/articles.phtml?num=000066 ]. Еще более радикально, кстати, выражает свои политические пристрастия «Антиклерикальный союз» ( http://r20011.narod.ru/ ): «Мы НЕ приглашаем националистов, расистов, фашистов, даже тех из них, кто отрицательно относится к религии» [ Манифест антиклерикального союза. http://r20011.narod.ru/m.htm ].

Еще одну идею выдвинул известный интернетовский атеист Димьян Небедный, ведущий старейшего (с 1998 г.) и одного из самых авторитетных сайтов «А-сайта» ( http://www.edu.nsu.ru/atheism/ ). Он захотел объединить атеистов и предложил «Манифест атеистов», где говорит, что, во-первых, атеизм является законченным мировоззрением, и, во-вторых, основывается на светском гуманизме [ Димьян Небедный. Что такое атеизм? http://www.edu.nsu.ru/atheism//faq/atheism_faq.htm ]. К сожалению, эффект был обратным - по обоим вопросам многие атеисты с ним не соглашаются. Раскол атеистического движения стал явью в ноябре 2001 года, когда из атеистического общества Москвы (АТОМ'а) был исключен сатанист Warrax , вслед за ним ушли Вязовский и Елисейкин с «Научного атеизма» и некоторые другие, позднее объявив то заседание АТОМ'а переворотом с целью осуществления финансовых махинаций.

Левые атеисты.

В свое время почти все коммунисты были воинствующими безбожниками. Сегодня некоторые их вожди стоят в церкви со свечкой. Делаются попытки обосновать правоту социализма религиозной идеей. РПЦ признается главным стражем на пути западных веяний, сект и т.д.

Но левые движения в современной России не исчерпываются КПРФ, и среди массы небольших партий есть достаточно последовательные в своем атеизме. К левым атеистам мы можем отнести почти всех ортодоксальных марксистов. Одни тихо, другие громко, они, выступают против засилья церковников. Это реализуется как составная часть политической борьбы этих партий. Некоторые марксисты публикуются на атеистических сайтах, не афишируя свою политическую принадлежность. Признавая реакционную суть религии, отдельные партии не отрицают тактических союзов с религиозными организациями.

Есть партии и весьма радикальные. Например, вот что пишет троцкистская Революционная Рабочая Партия, она же Рабочая Демократия ( http://www.1917.com/ ): «…Советская власть беспощадно боролась с религией в свои самые первые, самые светлые годы – объединенная под знаменами воинствующего безбожия – комсомольская молодежь ликвидировала церкви, выбрасывала на свалки религиозные фетиши. Она смело шла по пути строительства нового мира. Она была лишена страха. Из ссылок и лагерей, где религиозная контра отрабатывала свою прежнюю беззаботную жизнь, сталинская контрреволюция вызвала поповство к жизни…» [ Безбожник. http://www.1917.com/ru/Atheist/Main.html ]. Более умеренные и аполитичные атеисты бегут от таких заявлений, ибо они несомненно вызовут огонь критики и подорвут их авторитет в обществе. Но и менее аполитичные поклонники товарища Сталина тоже вряд ли соглашаются с таким взглядом на религию.


Ключевые слова: FAQ новости общество проект вопрос ответ проверка фактов
информация атеист атеистов атеизм архив
Hosted by uCoz